Факультатив по обучению детей игре в шахматы "Белая ладья"
Программа занятий
Содержание Программы
Раздел 1. Введение
Темы 1.1. Чтение сказок о шахматах.
Теория: Знакомство с историей появления шахмат.
Темы 1.2. Рисуем шахматные фигуры.
Теория: Развитие логического мышления, развитие изобретательности, внимания.
Практика: Рисование шахматных фигур.
Темы 1.3. Удивительные клетки.
Теория: Знакомство детей с шахматной доской.
Практика: Квадрат. Количественный счет в пределах 1-10. Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая клеточка слева была белая.
Раздел 2. Шахматная доска
Темы 2.1. Шахматная доска.
Теория: Сравнение косых и прямых линий: каждая прямая линия состоит из 8-ми по-лей, у косых – от 2-х до 8-и полей.
Практика: Упражнение в выкладывании шахматных линий из черных и белых квад-ратиков.
Темы 2.2. Элементы шахматной доски.
Теория: Понятие «Все шахматные фигуры передвигаются строго по линиям». Отличие их друг от друга.
Практика: Дидактические игры на запоминание фигур: "волшебный мешочек, "вол-шебный кубик", "разрезные картинки с изображением шахматных фигур", "Поле чер-ное и белое" и т. д.
Темы 2.3. Что мы видим на доске.
Практика: Дидактические игры на закрепление цифр от 1 до 8.
Раздел 3. Шахматные фигуры
Темы 3.1. Шахматные игры.
Теория: Ориентировка на шахматной доске.
Темы 3.2. Я – Пешка!
Теория: Знакомство детей с пешкой - она не является фигурой. Объяснение: белые пешки располагаются на 2-ой горизонтали, а черные – на 7-ой.
Практика: Дидактическое задание "Лабиринт".
Темы 3.3. Куда бежит пешка.
Теория: Продолжение знакомства детей с пешками - на каких полях они стоят, назы-вать их. Объяснение, как ходит пешка «Идет прямо, с исходной позиции может пе-рейти на 2 поля вперед».
Практика: Игра «Кто в домике живет».
Темы 3.4. Пешечная дорожка.
Теория: Расстановка пешек на скорость, называя вслух поля.
Практика: Игра «Кто вперед» (выигрывает тот, кто скорее достигнет 8-ой горизонта-ли (белые) или 1-ой (черные пехотинцы).
Темы 3.5. Ход пешкой.
Практика: Игра «Кто больше побьет пешек противника».
Темы 3.6. Рисуем пешку.
Теория: Закрепление знаний о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка?
Практика: Аппликация (рисование) фигуры пешки.
Темы 3.7. Я – ладья.
Теория: Знакомство с новой фигурой – ладьей. Чтение сказки о Ладьи. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л».
Практика: Упражнение «Лабиринт».
Темы 3.8. Ход ладьей.
Теория: Знакомство с шахматной фигурой – ладья (правила ходьбы).
Темы 3.9. Ход пешки против ладьи.
Теория: Шахматные позиции.
Практика: Решение простых шахматных позиций.
Темы 3.10. Кони черные и белые.
Теория: Начальное положение фигуры конь. Правила хода фигуры «конь», его взятие. Понятие «Конь – легкая фигура».
Практика: Дидактическое задание "Лабиринт". Упражнение "Перехитри часовых". Дидактическая игра "Один в поле воин". Упражнение "Кратчайший путь".
Темы 3.11. Конь.
Практика: Дидактическое задание "Лабиринт". Упражнение "Перехитри часовых". Дидактическая игра "Один в поле воин". Упражнение "Кратчайший путь".
Темы 3.12. Я – Слон!
Практика: Рисование: обведение контура фигуры, раскрашивание силуэта шахматной фигуры «слон».
Темы 3.13. Какие бывают фигуры (слоны)?
Теория: Чернопольные и белопольные слоны (закрепление). Контрольные поля слона, находящегося на начальной позиции.
Практика: Дидактические игры на закрепление порядкового и количественного сче-та.
Темы 3.14. Правила игры со слоном.
Теория: Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие.
Практика: Игра на уничтожение. Слон против слона. Два слона против двух.
Темы 3.15. Шахматная арифметика.
Практика: Дидактическое задание «Расставь пешки, ладьи, слонов на исходную по-зицию», «Назови поля».
Темы 3.16. Найди фигуре место. Шахматный мешочек
Практика: Дидактическое задание «Расставь пешки, ладьи, слонов на исходную по-зицию», «Назови поля». Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Темы 3.17. Новые правила игры.
Теория: как спастись от слона, если он напал на пешку или ладью. Почему слон –«легкая фигура», а ладья – «тяжелая»?
Темы 3.18. Я – Ферзь!
Теория: Знакомство с фигурой «Ферзь». Узнавание фигуры «ферзь» среди других.
Темы 3.19. В гостях у ферзя.
Практика: Передвижение ферзя по полю. Дидактическое задание "Лабиринт". Упражнение "Перехитри часовых".
Темы 3.20. Правила ферзя.
Теория: Правила его поведения ферзя на доске.
Темы 3.21. Я – Король!
Теория: Начальное положение фигуры «король». Правила хода фигуры «король». По-нятие «Короля не бьют, но и под бой дают».
Темы 3.22. Короли – черный и белый.
Практика: Раскрашивание силуэта фигуры короля. Аппликация (рисование) фигуры короля. Упражнение "Лабиринт". Дидактическое задание "Перехитри часовых".
Раздел 4. Шахматный этикет
Темы 4.1. Правила шахматного поведения.
Теория: Закрепление полученных знаний детей на предыдущих занятиях. Решение простейших шахматных задач.
Темы 4.2. Вопросы из шахматной шкатулки.
Практика: Дидактическая игра «Где живет фигура».
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника