Служба примирения (медиации)
Служба примирения (медиации) дошкольного образовательного учреждения – служба, где помогут разрешить конфликты и трудные ситуации
Главная цель медиации – превратить дошкольное образовательное учреждение в безопасное комфортное пространство для всех участников образовательных отношений (обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей)).
Если Вы стали участником конфликта,
Вы можете обратиться в Службу примирения (медиации) МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8 «Солнышко»
В современном мире конфликты неизбежны. Они могут возникать при любых жизненных обстоятельствах в разный период нашего развития. Иногда, невольные конфликты из-за банального непонимания и разницы во взглядах возникают даже между взрослыми – педагогами и родителями/законными представителями. Разрешать конфликты самостоятельно конструктивно и результативно оказывается сложно, а иногда непосильно даже взрослым.
В таких случаях, и им подобным ГОТОВЫ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ ЧЛЕНЫ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ (МЕДИАЦИИ). Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ, под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор - независимое лицо, которое выступает в качестве посредника в урегулировании конфликта и помогает разрешить ситуацию в интересах конфликтующих (каждого конфликтующего).
В процессе медиации конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий (медиатор) создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы.
Служба примирения (медиации) - эта служба, состоящая из работников образовательной организации. Вы должны знать, что основными принципами медиации являются:
- ДОБРОВОЛЬНОСТЬ. Вы участвуете во встрече добровольно, Вас никто не принуждает к участию в процедуре медиации. Вы вправе отказаться от участия в медиации, как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
- ИНФОРМИРОВАННОСТЬ. Медиатор предоставит Вам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и правах участников медиации.
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Медиатор или служба медиации не имеют право разглашать информацию о процессе медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления, при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И МЕДИАТОРА. Медиатор несет ответственность за ход встречи, за соблюдение участниками принципов и правил медиации. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
- НЕЙТРАЛЬНОСТЬ МЕДИАТОРА. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию.
Таким образом, если Вы добровольно согласились участвовать в процессе медиации, то специально обученный человек – медиатор, будет содействовать вам в разрешении конфликта, как третья нейтральная сторона.
Медиатор НЕ будет осуждать Вас, НЕ будет разглашать информацию, полученную от участников процесса медиации ни директору, ни полиции, НИКОМУ. Медиатор будет только ПОМОГАТЬ конфликтующим сторонам договориться и прийти к взаимовыгодному решению.
Главная цель примирения (медиации) – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей (законных представителей) и т.д.).
Служба примирения (медиации) нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в дошкольном учреждении и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем Служба примирения (медиации) нужна родителям (законным представителям)?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.
Зачем Служба примирения (медиации) нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Процедуру медиации можно условно разбить на несколько этапов:
- Вступительное слово медиатора. Выработка общих правил общения, проверка на добровольность вступления в процедуру.
- Презентация сторон, где каждой стороне отводиться равное количество времени. Дискуссия.
- Выработка решений.
- Принятие решения, соглашение.
В общем, можно сказать следующее, чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Зачем Служба примирения (медиации) нужна педагогам?
Сегодня медиация – одна из эффективных технологий урегулирования споров, используемая во всех сферах жизни, в том числе в дошкольном образовании. Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Отмечено, что развитие медиации в дошкольных образовательных организациях обусловлено целым рядом причин: в современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение, отсутствие единых целей и морали приводит к росту социального напряжения, противостоянию интересов и конфликтности, обострению противоречий в обществе.
Развитие службы примирения (медиации) медиации в детском саду – социальная инновация, направленная на формирование безопасной среды не только для детей, но и для взрослых.
Служба примирения (медиации) осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», Положения, а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2020 годы», ФГОС дошкольного образования и стандартам восстановительной медиации от 2009 года. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.
В МБДОУ Служба примирения (медиации) действует на основании действующего законодательства и Положения о службе медиации, способствует реализации требований ФГОС дошкольного образования.
Цель службы примирения: распространение среди педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам); формирование культуры отношений субъектов образовательного процесса (обучающихся, сотрудников, родителей (законных представителей), администрации), посредством медиативных технологий.
Задачи службы примирения:
-
Создать условия для формирования бесконфликтной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.
-
Повышать профессиональную компетентность сотрудников дошкольного образовательного учреждения посредством обучения их медиативным технологиям и основам медиации.
-
Информировать педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
-
Проводить восстановительные программы для участников конфликтов.
-
Популяризировать конструктивные способы урегулирования конфликтов с целью формирования у граждан понимания личной ответственности в вопросах защиты своих прав.